А стоит ли тратиться на фирменную упаковку?

Фирменная упаковка

Многие производители до сих пор убеждены: качество их продукции говорит само за себя. Они совершенно не «парятся» такими вещами, как создание фирменного стиля или разработка дизайна упаковки. Всё это блажь

– считают работяги и фасуют продукцию по безликим пакетам, в расчёте на то, что рано или поздно покупатель разглядит их чудесное содержимое. Так, владелец завода-гиганта в своё время назвал «брендированную упаковку и иже с ней» ненужными западными сантиментами. В результате деятельность завода год за годом сошла на нет, а продукция обесценилась. А между тем, такой простой ход, как разработка оригинальной упаковки, не только спас бы положение, но и увеличил стоимость товаров.

На самом деле западные бизнесмены, уделяющие колоссальное внимание фирменной упаковке, вовсе не сентиментальны. Скорее расчётливы и дальновидны. Уже в позапрошлом столетии американские дельцы поняли: плохо упакованный товар покупатель оценит разве что «через силу». Например, когда этому товару нет аналогов во всём городе (не зря охота за безликими пакетами велась во времена дефицита в СССР). И наоборот: привлекательная подарочная упаковка коробки как минимум в 1,5 раза повысит стоимость её содержимого.

Всемирно известный маркетолог Сет Годин уверен: «Когда речь идёт о торговле, поговорка «Не всё то золото, что блестит», отменяется. Блестеть, переливаться и пестреть всеми красками – вот что должна делать сегодня брендированная упаковка. Тогда и находящийся внутри товар будет цениться куда выше».

Конечно, дополнительная прибыль не свалится на Вас моментально, стоит только начать красиво упаковывать товар. Сначала нужно, чтобы упаковка фирменная, появляясь на прилавках, постепенно стала «привычной глазу». Тогда бренд и продукт тесно переплетутся в сознании покупателей. Ярчайший тому пример – корпорация Pampers. По всему миру её название постепенно вытеснило само слово «подгузник». Выражение «Купить памперсы» полностью заменило фразу «Купить подгузники». Имя компании ежедневно звучит в разных точках планеты и работает как бесплатная реклама – ошеломляющий успех, не правда ли? А весь секрет – в брендированной упаковке с крупным начертанием слова Pampers, систематически появлявшейся в детских магазинах. За подгузники в этой брендированной упаковке покупатели до сих пор готовы платить на порядок дороже. Благодаря фирменной «одёжке» товара нарасхват расходятся даже Pampers Baby Stages и другие линии сверхдорогих подгузников, хотя на тех же прилавках лежат аналоги достойного качества.

Ещё одна «классика жанра» – это подарочная упаковка от Tiffany, столь желанная во всём мире. Как ещё объяснить тот факт, что компания реализует бриллиант в платине за 13 900 долларов, хотя точно такой же камень в аналогичной оправе у других производителей стоит менее 9 000? Уж не из золота ли сделана заветная синяя коробочка Tiffany? Нет! Это обыкновенная упаковка из картона подарочная. Просто она грамотно подаётся и вызывает острое желание принадлежать к некому сообществу, где Tiffany – своеобразный пароль.
 
 

 
 

А чего стоят фирменные супы Кемпбелл, над дизайном которых потрудился американский художник Энди Уорхол? Благодаря оригинальной красной банке этот нехитрый продукт не только занял высокий ценовой сегмент среди консервированных супов, но и стал настоящей легендой поп-арта. В 2006 году большая банка супа Кемпбелл со стильной открывалкой ушла с аукциона за 4,9 миллиона долларов. Уже через год этот «вкусный лот» был оценен в 8,4 миллиона, а в 2010 году поклонник томатного супа обзавёлся такой банкой за... 24 миллиона долларов. А Нью-Йоркский Музей современного искусства хранит произведение Уорхола как святыню, и вовсе не имеющую цены. Что ж, брендированная упаковка действительно творит чудеса!
 
 
 

 
 

Особенно востребованы эти чудеса во время календарных праздников. Согласитесь: в канун Нового года все мы ищем глазами на прилавках упаковку для сувениров, создающую ощущение зимней сказки. И готовы заплатить за товар втридорога, лишь бы коробочка блестела лакированной или ламинированной поверхностью, а подарочная упаковка из картона дразнила нас «окошками», частично демонстрирующими её содержимое.
Сегодня, при великолепных возможностях полиграфии, подобное маленькое чудо может сотворить каждый производитель. Нужно всего лишь найти время для разработки дизайна упаковки своего продукта. Не жалейте на это времени: пусть на поиск нужного варианта уйдёт несколько месяцев – зато польза от этого шага будет исчисляться годами.

Создание фирменной упаковки происходит, как правило, двумя путями:

Самостоятельная разработка дизайна упаковки из картона.

Сразу заметим: здесь нужно, как говорится, семь раз отмерить, а один – отрезать. Ведь фирменная «обёртка» должна будет остаться с компанией всерьёз и надолго (достаточно сказать, что большинство известных производителей прибегают к ребрендингу лишь через 15-20 лет).
В Европе разработка упаковки – для сувениров, подарков, единиц продукции – происходит так:

- Компания вырабатывает несколько вариантов брендированной упаковки с помощью коллективного «мозгового штурма». Во время обсуждения набрасываются черновые идеи, которые затем дорабатываются и шлифуются. В итоге получается несколько альтернатив дизайна.
- Фирма собирает фокус-группу незаинтересованных участников (дядюшки, тётушки и прочие родственники сотрудников в группу войти не могут). Участники фокус-группы должны принадлежать к покупательской аудитории компании (скажем, производитель аксессуаров для авто соберёт именно автомобилистов).
- Каждому участнику эксперимента демонстрируется несколько вариантов упаковки из картона. Немного подумав, он должен оценить каждую упаковку в конкретную сумму: «За эту коробку я бы заплатил столько-то, а за эту – столько-то». При этом группового обсуждения не допускается, чтобы никто не поддался чужому влиянию и не побоялся нарушить стереотип «Как все, так и я».
- Упаковка, получившая максимальную денежную оценку, утверждается как готовая к массовому производсту.

Согласитесь, это куда эффективнее, чем безо всяких обсуждений почесать макушку, махнуть рукой и сказать: «Пусть будет вот эта коробка». Коллективное мнение – всегда более точное. К тому же, разработка фирменной упаковки всем офисом – это интересное объединяющее дело. Особенно дельные идеи во время «мозгового штурма» Вам подадут люди творческого склада. Но помните: в конечном итоге фирменную коробку должны высоко оценить не Вы и Ваши коллеги, а участники фокус-группы. Зато, как только верное решение будет найдено, Вашей компании удастся существенно повысить прибыль при том же самом товарообороте.

Услуга профессионалов.

Если Вы не уверены, что упаковку из картона подарочную удастся грамотно разработать самостоятельно, тогда лучше воспользоваться услугой дизайн-студии. Это тем более стоит сделать, если у компании пока нет фирменного стиля, и его тоже нужно создать «с нуля».
Но как понять – профессионал перед Вами, или дилетант, решивший подработать? Перечислим главные признаки мастера своего дела:

- Разработка фирменного стиля – узкая специализация компании. Не стоит доверять тем, кто «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Если помимо создания корпоративного стиля и брендированной упаковки Вам предлагают махровые полотенца и туалетную бумагу в рулонах – перед Вами наверняка специалист невысокого класса.
- Дизайн-студия может продемонстрировать серию удачных проектов упаковки из картона подарочной, сувенирной, товарной и т.д.
- Среди клиентов студии есть хотя бы пара известных Вам имён.
- Исполнитель не обещает создать макет подарочной упаковки за 1-2 дня.
- Исполнитель подробно расспрашивает Вас о целях работы Вашей компании, о её философии и отношении к покупателям.

Желаем разработать ту самую упаковку, которая станет Вашей «синей коробочкой Tiffany»!